Шевляков Евгений Георгиевич

Музыковед
Член СК (1996)
Педагог
Лектор
Доктор искусствоведения,профессор (1994)
Академик РАГН (1999)
Член Союза музыкальных деятелей России
Член Российского философского общества (2001)
Биография
Публикации
Ссылки в интернете
Отзывы СМИ
Фото
Начальное музыкальное образование получил по классу виолончели в ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова, далее – в ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Продолжил профессиональное музыкальное образование в РУИ, где обучался на теоретическом отделении. В 1967 поступил на теоретико-композиторский факультет СГК, после года обучения перевёлся в РГМПИ, защитил дипломную работу под рук.проф. Л.Я. Хинчин.
С 1971 начал трудовую деятельность на кафедре истории музыки РГМПИ. На протяжении длительной педагогической деятельности вёл авторские уч. курсы, посвящённые проблемам музыки ХХ – начала XXI века. Разработал и внедрил новые уч. программы: «Музыка ХХ века» (отмечена на Всероссийском конкурсе, 1996), «Мировая художественная культура: основы теории, типологии, истории» (издана в 1999), «Теоретические основы музыкальной культуры» (издана в 2003), «Социология музыки» и другие. Осуществлял руководство научными работами студентов, а также подготовкой диссертаций на соискание ученых степеней.
Закончил аспирантуру при научно-исследовательском отделе ЛГИТМК(в настоящее время Российский институт истории искусств). Кандидатская диссертация подготовлена под научным руководством профессора А.Н. Сохора и защищена в Ленинграде в 1978. Докторская диссертация подготовлена при научном консультировании профессора М.Е. Тараканова, защищена в МГК в 1993.
В центре науч. деятельности Е.Г. Шевлякова– проблемы музыки ХХ века, истории, теории, философии культуры. Автор свыше 200 науч. трудов, в т.ч. монографий «Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов» и «Музыкальный неоклассицизм ХХ века».Издана эл. монография «Культура и музыка в ХХ веке» Руководил коллективными науч. трудами, участвовал в разработке комплексных программ развития культуры, образования на 2001-2005 в Ростовской обл., на Юге России.
Руководил и участвовал во всероссийских, всесоюзных, международных фестивалях и конференциях. В разные годы в РГК возглавлял СНТО, кафедру истории музыки, был проректором по научной и творческой работе, основал и многие годы возглавлял ЮМЦПКПП. Неоднократно избирался членом Учёного совета консерватории.
Помимо научной и педагогической деятельности в консерватории преподавал на философском факультете РГУ в должности проф. кафедры философии и культурологи ИППК, работал в должности проф. и члена Учёного совета Ростовского филиала Санкт-Петербургского гос. института культуры. В разные годы возглавлял обл. совет по искусству общества «Знание», вёл цикл лекций по проблемам киномузыки в Доме кино Ростовской организации Союза кинематографистов России. Многократно выступал с лекциями перед широкой аудиторией, а также в печати. Избирался членом Консультативного совета при Полномочном представителе Президента РФ в ЮФО. Член редакционных советов и редколлегий журналов СКНЦ ВШ «Научная мысль Кавказа» (с 1995), «Гуманитарные и социальные науки на Северном Кавказе» (с 1999).
Занимается художественной литературой, выпущены сборник повестей «Контакт» (2013), сб. стихотворных этюдов «Погляди без отчаянья» (2014).
Имеет звание «Лучший лектор Дона» (1984), включён в Справочник «Культура Дона в лицах» (Ростов-на-Дону, 1998). Отмечен Благодарственным письмом и премией Главы Администрации РО (2004), Почётной грамотой МК РФ (2012). Входил в Исследовательское бюро консультантов Американского биографического института (1999), сведения о нём включены в «Международный справочник выдающихся деятелей мира», «Международный справочник ведущих руководителей мира» (1998) того же института.
-
• Неоклассицизм и отечественная музыка 60-80-х годов. Ростов-н/Д., 1992;
• О прелести и пользе воспоминаний // Моцарт – ХХ век. Сб. ст. Ростов-н/Д., 1993;
• Авитаминоз культуры // Научная мысль Кавказа, 1995, вып. 2-3;
• Блеск и нищета метафоричности в музыкознании // Памяти учителей. Ростов-н/Д., 1995;
• Бытовая музыка и социальная психология: лики общности // МА. 1995, №3;
• Художественная культура, образование, общество // Научная мысль Кавказа, 1996, вып.3;
• Галина Гонтаренко: судьба сквозь ноты // МА. 1996, вып. 2;
• «Хоры стройные…». Хоровая и церковная музыка в Ростове-на-Дону//МА. 1998, вып. 3-4;
• Культурология и история культуры. Культура элитарная. Культура массовая. Культура обыденная. Культура духовная. Культура буддистская. Субкультура. Искусство. // Культурология. Словарь. Ростов-н/Д., 2001;
• Культура и музыка в ХХ веке. Электронная монография. Лазерный диск III Российского философского конгресса «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-н/Д., 2002;
• Культура художественная Юга России. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Театральное искусство. Зодчество. Киноискусство. // Регионоведение. Словарь. Ростов-н/Д., 2003;
• О формах влияния художественной культуры на общее социальное развитие // Образование и наука – основной ресурс социально-экономического развития в третьем тысячелетии. Часть II. Ростов-н/Д., 2003;
• Музыка ХХ века. Музыкальный неоклассицизм ХХ века. М., 2004;
• Новая фольклорная волна// История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб, 2005;
• «Тихий Дон» Д. Шостаковича. История ненаписанной оперы // ЮРМА. 2007;
• Стилевая множественность и стилевой синтез. К понятию «стереостиль» // Современные аспекты художественного синтеза в муз.искусстве. Ростов-н/Д., 2009;
• Художественная культура и искусство: тождество или различие? // Свобода и творчество. Сб. ст. Ростов-н/Д., РГК, 2010;
• Аксиологическая приоритетность творчества как фактор развития социума// Гуманитарные и социально-экономические науки, 2012, №2;
• Мендельсон в ХХ веке или Насущность гармонии // Научная мысль Кавказа, 2012. №2;
• Полисемантизм цитирования музыки прошлого (на примере сочинений ЛючаноБерио, Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке)//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. №4.
• Философская поэтическая лирика в музыке современных отечественных композиторов. На примере «Лирики Пушкина» Бориса Чайковского и «Шести стихотворений Марины Цветаевой» Дмитрия Шостаковича // Мир науки, культуры, образования. – 2012, №4 (35). – С. 42-44.
• Позитив творчества // «Новости». – Донецк, Ростов-на-Дону. – 2015.
• Неоклассицизм в музыке как составная часть общедуховного контекста. Научная статья. – 2016.
• «Память истории» как непреложность этоса музыки. Об «Офферториуме» С. Губайдулиной // «Музыкальная академия». – 2018.
• История зарубежной музыки, XX век. Рабочая программа в рамках нового ФГОС. Совместный труд кафедры истории музыки РГК. –2019.
• Музыка кино в аспекте стилевого моделирования //С. Хватова, Т. Шак, Е. Шевляков / Проблемы музыкальной науки. – 2019, № 1 (34). – С. 98-105.
• Методическое пособие для дистанционного обучения в рамках пандемии по разработанным ранее лекционно-семинарским курсам студентов-музыковедов. –2020.
-
Меньше чем за год я понял, что моя профессия определилась – 2012
Философская поэтическая лирика в музыке современных отечественных композиторов. на примере «лирики Пушкина» Бориса Чайковского и «шести стихотворений Марины Цветаевой» Дмитрия Шостаковича – 2012
69 поздравлений с Днем рождения папе своими словами и в прозе – 2018
Рахманинов современный и «не современный» – 2019
Музыка кино в аспекте стилевого моделирования – 2019
-
• Excаthedra. Что для Вас главное в науке и образовании? Над чем конкретно Вы сейчас работаете? Интервью, 3 с. // Академия. №12 (050), 03-09 апреля 1999;
• Слюсарева Э., Евгений Шевляков: «Дальше покажет жизнь, раз уж она и есть жизнь» // Слюсарева Э.И. VIP-персоны Юга России. Книга 5. Ростов-н/Д., 2014;
• Слюсарева Э., Евгений Шевляков: «Главное – быть влюблённым в музыку!» // Слюсарева Э.И. VIP-персоны Юга России. Книга 6. Ростов-н/Д., 2016.