Цукер Анатолий Моисеевич

• Председатель Ростовской организации Союза композиторов России
• Заслуженный деятель искусств РФ
• Кавалер ордена Дружбы
• Лауреат премии СК России им. Д.Д.Шостаковича
• Почетный деятель Союза композиторов России
• Доктор искусствоведения
• Профессор
• Академик Российской академии естествознания
• Председатель диссертационного совета РГК им. С.В.Рахманинова
• Научный и творческий руководитель кафедры истории музыки
Биография
Основные публикации
Ссылки в интернете
Избранные статьи
Фото
Родился 12 июля 1944 года. Учился в Свердловском музыкальном училище им. П.И.Чайковского, в Новосибирской консерватории им. М.И.Глинки, а затем в Ростовском музыкально-педагогическом институте (впоследствии Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова). Окончил его в 1968 году (класс Л.Я.Хинчин), является его первым выпускником (диплом №1). Обучался в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (кандидатская диссертация «Традиции Мусоргского в творчестве Шостаковича, научный руководитель А.Н.Сохор; 1973) и в докторантуре Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (научный консультант М.Е.Тараканов), где защитил докторскую диссертацию «Проблемы взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке» (1991).
С 1968 года преподает в Ростовской консерватории, с 1986 по 2016 годы заведует кафедрой истории музыки, с 2016 года научный и творческий руководитель кафедры, сре-ди его многочисленных учеников профессора, доценты и преподаватели вузов России, педагоги музыкальных колледжей, лекторы-музыковеды филармоний, музыкальные редакторы радио и телевидения, многие из них удостоены ученых и почетных званий.
Являясь с 1991 по 1999 и с 2002 по 2010 гг. проректором по научной и концертной работе Ростовской консерватории, а с 2010 г. председателем Ростовской организации Союза композиторов России, стал организатором многих фестивалей и конференций, в том числе международных, таких как «Моцарт – Прокофьев», «Рахманиновские дня в Ростове», «Рахманинов в художественной культуре его времени», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма», «Искусство на рубежах веков», «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве», «Моцарт и моцартианство», «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», «Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе», «Музыка и молодежь», «Отцы и дети: музыкальное будущее России». Инициатор открытия в 1994 году в Ростовской консерватории диссертационного совета и его бессменный председатель.
А.М.Цукер – автор более 200 научных работ, опубликованных в Кембридже, Лон-доне, Нюрнберге, Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде - Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове и др. В числе его работ монографии о творчестве известных российских композиторов: Николая Ракова, Микаэла Таривердиева, Григория Фрида, книги «И рок, и симфония», «Единый мир музыки», «Отечественная массовая му-зыка: 1960 – 1990», «Драматургия Пушкина в русской оперной классике», «Музыковеде-ние и жизнь», статьи посвященные творчеству Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, ростовских композиторов А. Артамонова, А. Кусякова, В. Ходоша. Научная деятельность Цукера отличается широ-той и разнообразием – от исследований отечественной музыкальной классики, до работ, посвященных массовым музыкальным жанрам: рок-музыке, авторской песне, рок-опере, мюзиклу и др. Он – один из авторов учебника «Истории современной отечественной му-зыки», выпущенного Московской консерваторией, редактор-составитель многих научных изданий, создатель и с 2004 по 2009 гг. главный редактор Южно-Российского музыкаль-ного альманаха, участник многочисленных симпозиумов, конференций, научных семина-ров и мастер-классов на территории России (от Санкт-Петербурга до Красноярска и Сале-харда), в Украине, Белоруссии, Молдове. Является членом редколлегий и редсоветов ряда научных журналов страны: «Музыкальная академия» (Москва), «Искусство музыки. Тео-рия и история» (ГИИ, Москва), «Медиамузыка» (Москва), «Вестник музыкальной науки» (НГК им. М. Глинки, Новосибирск), «Искусствознание: теория, история, практика» (ЮУрГИИ им. П. Чайковского, Челябинск), «Проблемы музыкальной науки» (Уфа).
А.М.Цукер совмещает научную и педагогическую деятельность с критико-журналистской, филармонической, просветительской. Он – постоянный ведущий много-численных камерных и симфонических концертов, участник многих филармонических, телевизионных и радиопрограмм, создатель и в течение 35 лет (1977-2012) бессменный руководитель Ростовского музыкального клуба. В деятельности клуба участвовали вид-ные отечественные композиторы и исполнители: Микаэл Таривердиев, Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский, Дмитрий Башкиров, Сергей Яковенко, Алексей Скавронский, Алексей Любимов, Наум Штаркман, Игорь Ойстрах, Игорь Бриль, Дмитрий Покровский, Дмитрий Журавлев, Яков Смоленский и др.
Лит.: Селицкий А. Дар ненапрасный // А. Селицкий. Музыковедение – океан воз-можностей. Ростов – н/Д, 2012.; Мещерякова Н. Анатолий Цукер – musicus ludens: штрихи к портрету юбиляра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014, №3 (16); Пхида А. «Вечный двигатель» Анатолия Цукера // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvk-media.ru/stat/vechnii_dvigatel_anatoliya_tsukera/; Лесько Т. Станет ли рок «роковым». Лекции профессора Цукера // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bgam.edu.by/oldsite/bgam_ru/Gazeta_SNTO.htm; Мироненко Е. Своевременные диалоги эпох и культур // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/vypusk-2/novye-izdaniya/519.html
-
1. Особенности музыкального гротеска // Советская музыка. 1969, № 10.
2. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстети-ки музыки. Вып. 10. Л., 1971.
3. Народ покорный и народ бунтующий // Советская музыка. 1972, № 3.
4. Драматургия народных образов и сцен в произведениях Шостаковича и традиции Мусоргского // Музыковедение и вопросы теории искусства. Ростов-н/Д, 1975.
5. Верность своей теме // Советская музыка. 1978, № 3.
6. Концепционность, историзм // Советская музыка. 1978, № 12.
7. Традиции музыкального театра Мусоргского в симфоническом творчестве Шоста-ковича // Музыкальный современник. Вып. 3. М., 1979.
8. Верность своей теме // Сов. музыка. 1978, № 3
9. Советская музыка в телевизионной интерпретации // Советская музыка. 1979, № 6.
10. Н. П. Раков. М., 1979.
11. Решая героическую тему // Музыка России. Вып. 3. М., 1980.
12. «Каменный гость» как музыкальная концепция // Советская музыка. 1980, № 5.
13. Алексей Артамонов // Композиторы Российской Федерации. Вып.1. М., 1981.
14. Микаэл Таривердиев. К 50-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. 1981, №19
15. Николай Петрович Раков. 75 лет со дня рождения // Ежегодник памятных музы-кальных дат и событий. 1983. - М.,1982
16. Синтетичность художественных исканий // Советская музыка. 1983, № 8.
17. Обретение зрелости // Композиторы Российской Федерации. Вып.3. М.,1984. (Со-вместно с Е. Уринсоном).
18. Достижения и трудности молодой культуры // Советская музыка. 1984, №11.
19. Микаэл Таривердиев. М., 1985.
20. К концепции «Скупого рыцаря» // Советская музыка. 1985, № 7.
21. От диалога к синтезу // Советская музыка. 1986, № 6.
22. Музыкальный клуб – путь к слушателю // Советская музыка. 1987, № 9.
23. Социология и музыковеде ние в анализе конкретных явлений современной музы-кальной культуры // Социология музыки и музыкальная культура молодежи. - М., 1987
24. В контакте с массовыми жанрами // Советская музыка. 1988, № 1.
25. «Граф Калиостро» в Камерном театре // Музыка России. Вып. 7. М., 1988.
26. Рок как социомузыкальный феномен // Изучение массовых музыкальных вкусов: проблемы, методы, результаты. М.,1988
27. Художник, воспитай себе аудиторию // Советская музыка. 1988, № 10. (Совместно с А. Селицким).
28. Григорий Фрид. Путь художника. М., 1990. (Совместно с А. Селицким).
29. У истоков рок-оперы // Музыка и ты. Вып.9. М.,1990.
30. Рок в контексте современной музыки // Музыка России. Вып. 9. М., 1991.
31. Кафедра истории музыки: концепция обновления // Музыкальная педагогика в идеях и лицах. Ростов-н/Д., 1992. (Совместно с Г. Калошиной).
32. Моцарт – Прокофьев. Традиция и судьба // Моцарт – ХХ век. Ростов-н/Д, 1993.
33. И рок, и симфония… М, 1993.
34. Концепция «Скупого рыцаря» Рахманинова и художественные искания начала ве-ка // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов-н/Д., 1994.
35. Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможно-сти. Пути. Перспективы // Стилевые искания в музыке 70-х – 80-х годов ХХ века. Ростов-н/Д., 1994
36. О принципах жанрового анализа: социокультурный и музыкально-драматургический аспекты // Памяти учителей. Ростов н/Д., 1995.
37. Массово-бытовое музыкальное искусство и академическое музыкознание // Музы-ка быта в прошлом и настоящем. Ростов-н/Д., 1996.
38. Композитор в меняющемся жанрово-звуковом мире // Искусство ХХ века: уходя-щая эпоха? Т. 2., Н.- Новгород, 1997.
39. Массово-бытовые жанры в русской опере последних десятилетий // Музыкальный театр ХIX-ХХ веков: вопросы эволюции. Ростов-н/Д., 1999.
40. Жанровые мутации в музыке рубежных периодов // Искусство на рубежах веков. Ростов-н/Д., 1999.
41. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. Т. 2. Н.- Новгород, 1999.
42. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры // История современной оте-чественной музыки. Вып. 3. М., 2001.
43. Вступая в XXI век: искусство звуков в меняющемся мире // Дороги в общество третьего тысячелетия. Ростов-н/Д., 2001.
44. Советский рок-абсурдизм // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Н.-Новгород, 2001.
45. Марафон длиной в два сезона // Музыкальная академия, 2002, №1.
46. От советской массовой песни к советской рок-музыке. Годы 60-е – 80-е // Музы-кальная культура: век XIX – век ХХ. Вып. 2. М., 2002.
47. Рахманинов и Бунин // Эпоха Сергея Рахманинова. Тамбов – Ивановка, 2003.
48. Единый мир музыки. Ростов-н/Д., 2003.
49. Романтизм и музыкальное искусство. К проблеме соотношения романтического и реалистического методов в музыке // Цукер А. Единый мир музыки. Ростов-н/Д., 2003.
50. Надо говорить людям правду…Еще раз о «Хованщине» // Цукер А. Единый мир музыки. Ростов-н/Д., 2003.
51. Барокко-рок: новая жизнь старых моделей // Старинная музыка сегодня. Ростов-н/Д., 2004.
52. Музыка в мире материальной культуры // Научный вестник Национальной музы-кальной академии Украины им. П.И.Чайковского. Музыка в пространстве культу-ры. Киев, 2004.
53. Ростовский музыкальный театр. Пять лет спустя // Музыкальная академия, 2004, №4.
54. Танец и симфония // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Майкоп, 2004.
55. Интеллигенция поет блатные песни (блатная песня в советской и постсоветской культуре) // Искусство ХХ века: элита и масса. Н.- Новгород, 2004.
56. Массовая музыка современной России: смена парадигм // Музыка и музыкант в меня- ющемся социокультурном пространстве. Ростов-н/Д., 2005.
57. Любительство в отечественной массовой музыке второй половины ХХ века. Новый дилетантизм // Любительство в художественной культуре: история и современность. Ростов-н/Д., 2005.
58. Музыкальное просветительство и массовые музыкальные жанры // Музыкальное просветительство – век XXI. Вологда, 2005.
59. Сергей Рахманинов и Михаил Фокин // Сергей Рахманинов: история и современ-ность. Ростов-н/Д, 2005.
60. Массовая музыка: между профессионализмом и фольклоризацией // Композитор и фольклор. Воронеж, 2005.
61. Незабываемые годы // Новосибирская консерватория – 50 лет. Материалы и доку-менты. Новосибирск, 2006.
62. «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина как миф и как художественное исследование // IV Серебряковские научные чтения». Книга I. Волгоград, 2007.
63. Моцартианство как миф и как традиция // Моцарт и моцартианство. М., 2007.
64. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. Ростов-н/Д., 2007.
65. Маргарита на вершине мастерства. К 80-летию М. Н. Худовердовой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2006. Ростов-н/Д., 2007. (Совместно с Н. Ме-щеряковой).
66. Соломон Куцовский. Очерк жизни и творчества. Ростов-н/Д., 2007.
67. Виталий Ходош: искусство быть собой // Композиторы Ростова-на-Дону. М., 2007.
68. Академическое музыкознание и массовая музыка: проблемы и перспективы // Му-зыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2007.
69. Шостакович и Мусоргский: музыковедческие саморефлексии // Научный вестник Национальной музыкальной академии Украины им. П.И.Чайковского. Вып 66. Шостакович и XXI век. Киев, 2007.
70. Рефлексии российского арт-менеджмента // Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущею Воронеж, 2007.
71. Рок в мире музыки ХХ века // V Серебряковские научные чтения. Книга I. Волго-град, 2007.
72. Подготовка менеджеров в художественном вузе. Опыт Ростовской консерватории // Инновационные технологии развития образовательного пространства художест-венного вуза. Саратов, 2008.
73. Анатолий Кусяков: путь к себе // Анатолий Кусяков: времена жизни. Ростов-н/Д., 2008.
74. Этот вездесущий Гузий // Южно-Российский музыкальный альманах. 2008. Ростов-н/Д., 2009.
75. Музыка о музыке // Музыкальная академия, 2010, № 2.
76. Рефлексии оперного театра и современное опероведение // Оперный театр: вчера, сегодня, завтра. Ростов-н/Д., 2010.
77. Драматургия Пушкина в русской оперной классике. М., 2010.
78. В тени классиков: к проблеме целостности музыкально-исторического процесса // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. М., 2010.
79. История музыки сквозь призму менеджмента // Проблемы менеджмента в сфере академической музыки. М., 2010.
80. О фантастике в «Русалке» Даргомыжского // Правда фантастики и фантастика правды. Харьков, 2010.
81. Феномен моцартианства и свобода творчества // Свобода и творчество. Ростов-н/Д., 2010.
82. «Откуда ты, прелестное дитя». Еще раз о «Русалке» Даргомыжского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2010, №2(7).
83. Между моцартианством и соцреализмом // Музыкальная академия, 2011, №3.
84. От Даниила Хармса к Сергею Курехину // Научный вестник Национальной музы-кальной академии Украины им. П.И.Чайковского. Вып. 98. Мир музыковедения: стратегии, дискурсы, сюжеты. Киев, 2011.
85. Даниил Хармс и советский рок-абсурдизм // Южно-Российский музыкальный аль-манах. 2011, №2(9).
86. Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990. Ростов-н/Д., 2012.
87. Эстетико-теоретические вопросы музыкальных жанров в работах А.Н.Сохора // Музыка в содружестве искусств и философско-эстетическая мысль. Харьков, 2012.
88. А.Н.Сохор и его теория жанров: тридцать пять лет спустя // Критика. Музыкозна-ние. Современные аспекты. СПб., 2012.
89. Массовая музыка как образ времени // Город и время. Т.2. Самара, 2012.
90. Ростовская консерватория в прошлом и настоящем // Ростовская консерватория в лицах. Ростов-н/Д., 2012.
91. Общительная музыка Сергея Рахманинова // Играем сначала. Da capo al fine. 2013, №4
92. Рахманинов в мире массовой музыкальной культуры // Музыкальная академия, 2013, №2.
93. Григорий Фрид: вариации на тему жизни журн // Музыкальная академия, 2013, №3.
94. От обэриутов к советскому рок-абсурдизму // Сто лет русского авангарда. – М., 2013.
95. Массовая музыка как объект междисциплинарного исследования // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. – М., 2014.
96. Творческие союзы сегодня: новые реалии // Музыкальное искусство в современном социуме. Ростов-на-Дону, 2014.
97. «Моцарт и Сальери» и «Борис Годунов» в творческой судьбе Н. Римского-Корсакова // Южно-Российский музыкальный альманах. 2014. № 2 (15).
98. Музыковедение и жизнь. Анатолий Цукер в беседах, размышлениях статьях. Ростов-на-Дону, 2014.
99. Творческие союзы: взгляд извне и изнутри // Творческие союзы на постсоветском пространстве и композиторская деятельность. Ростов-на-Дону, 2015.
100. Ростовский музыкальный клуб // Город как сцена. Интернациональный научно-исследовательский альманах. Т. 1. Самара, 2015.
101. Русский рок против войны // Музыкальная академия. 2015. № 2.
102. Музыкально-стилевые особенности бибопа в творчестве Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи // Искусствознание: теория, история, практика. 2015. № 3 (13).
103. Антивоенная тема в русском роке // ХХ век. Музыка войны и мира. М., 2015.
104. Лия Яковлевна Хинчин: события, мысли, воспоминания // Мой народ. 2016. № 2.
105. Школа общения и свободного слова // Музыкальная академия. 2016. № 1.
106. Сергей Курехин в интерьере постмодернизма // Музыкальная академия. 2016. № 2.
107. Дихотомия культуры и современное музыкальное образование // Музыкальное образование: проблемы и вызовы XXI века. М., 2016.
108. Отечественная массовая музыка: 1960 – 1990. Второе издание, дополненное. СПб., 2016.
109. Дихотомия музыкальной культуры и Ростовская консерватория // Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре. Ростов-на-Дону, 2016.
110. Соломон Куцовский: музыка – его жизнь // Мой народ. 2016. № 3.
111. Страницы памяти – события и судьбы. М., 2017.
112. Советский рок-андеграунд в культурной ситуации пост-модерна // Традиции и перспективы искусства как феномен культуры. М., 2017.
113. Искусство быть собой. Памяти Виталия Ходоша // Музыкальная академия. 2017. № 2.
114. Отечественная рок-музыка в интерьере постмодернизма // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. М., 2017.
115. Песнопения небесные и земные // Виталий Ходош. Песнопения Литургии святого Иоанна Златоуста. – Ростов-на-Дону, 2017.
116. Музыкальная классика в мире массовой музыки // В.М. Щеглов: музыкант-просветитель, педагог, ученый. Т. 3. Краснодар, 2017.
117. Неромантические проблемы исторического музыкознания // Музыкальная академия. – 2018. – № 1. – С. 115–123.
118. Скромное обаяние Мастера. К 110-летию со дня рождения Николая Ракова // Музыкальная академия. 2018. № 4.
119. Гипотетический дайджест конференции «Музыкальная наука и массовая музыка в контексте культуры» // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. М., 2018.
120. Мерзие Халитова и ее сборник камерно-инструментальных произведений // Мерзие Халитова.
Камерно-инструментальные произведения. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гсспринского, 2018. – С. 4.
121. Русский рок скорее мертв, чем жив? Эпикриз от Романа Сенчина // Музыкальная академия. 2019. №1.
122. Историзм Мусоргского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 1.
123. Иван Ласковский – забытый русский талант // Музыкальная академия. 2019. №2.
124. Русский рок в зеркале литературы // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре. Т. 1. Ростов-на-Дону, 2019.
125. Рок-музыка в фильмах эпохи перестройки: социокультурный и драматургический ракурс // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2019.
126. Рок в отечественном кинематографе 80-х годов // Музыкальная академия. 2019. №4.
127. Конкурс «Аванти» глазами члена жюри // Проблемы современного композиторского творчества. Ростов-на-Дону, 2019.
128. «Генетический код» рока // Российский музыкант. 2020. №2.
129. Музыка фильма и вокальный цикл в творчестве Микаэла Таривердиева // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2020.
130. Блеск музыковедения [к 85-летию В.В. Задерацкого] // PianoФорум. Специальный выпуск. 2020.
131. Рок-опера как жанр // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре. Краснодар, 2020.
132. К проблеме авторства в массовой музыке // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4.
-
1. Поздравляем с юбилеем
2. «Вечный двигатель» Анатолия Цукера
3. Биографические данные и фото выдающихся ученых и специалистов
4. Анатолий Цукер. Барочная модель в современной массовой музыке
6. Анатолий Моисеевич Цукер, профессор Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова – наверное, один из самых ярких, неординарных и веселых музыковедов современности
7. Беседа в Сети: Анатолий Цукер
8. Круглая дата «Рондо»
9. Цукер с горьким привкусом
10. Композиторы «второго ряда»
11. Менеджмент музыкального искусства
12. По прогнозу Шостаковича
13. Фестиваль: «Композиторы Дона и Северного Кавказа — студенчеству»
14. Своевременные диалоги эпох и культур
15. Станет ли рок «роковым»?: лекции профессора А. М. Цукера
16. Первый руководитель СНО
17. Цукер А. М. Микаэл Таривердиев
18. Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе
19. Драматургия Пушкина в русской оперной классике
20. Эстетико-художественное образование студентов
21. Драматургия Пушкина